Музыка: звуки, струны, язычки, резонаторы и самый древний музыкальный инструмент
- Дата публикации
- Автор: Леонид Максимов
- Категория: статьи, эссе
- Просмотров: 10710
Если спросить вас:
- Что такое музыка?
Вы бы, наверное, так ответили:
- Какой трудный вопрос!
- Музыка – это движение! Даже когда сидишь!
- Музыка – это клёво!
- Музыка – это сила, уверенность!
- Музыка – это расслабление, релаксация!
- Ну, ты – тормоз, если такие вопросы задаёшь!
- Музыка – это ощущение полёта!
- Музыка – это печаль, грусть!
- Музыка – это рассказ!
- Музыка – это желание шагать вногу!
- Музыка – это как сон наяву!
- Музыка – это состояние! Оно может быть разным: то бодрым и весёлым, то сонным или грустным и печальным!
- Музыка – это другой мир!
- Музыка – это средство управления людьми!
- Музыка – это радость!
- Музыка – это жесть!...
Вы все говорите о восприятии: о состояниях, о чувствах. А я спрашивал о другом: о физике. Как мы её ощущаем?
- А, понял! Музыка – это звуки! Причём, не все, а те, которые слышим.
Вот, наконец-то! Звуки! Так получается, что большую часть звуков, мы слышим благодаря воздуху. Не будь воздуха, мы бы ничего не слышали. Тишина была бы. И уж точно: никакой музыки!
Звук передаётся воздухом так: воздух упруго вибрирует с разной частотой, повторяя вибрацию струны, барабанная перепонка нашего уха тоже начинает вибрировать с этой частотой, потому что воздушные волны то нажимают на неё, то откатываются.
И мы слышим звук.
- Вот, проехала машина соседа! Рычит. Она у него без глушителя.
- А вот мой приятель Дима включил свой любимый рэп!
- А если прислушаться, то слышно, как шумит вентилятор на моём компьютере!
- А я слышу, как шуршат листья под ногами прохожих за окном!
- Какие листья? У нас снег скрипит под ногами!...
Под водой тоже звуки передаются, но уже не так. Наше ухо приспособлено к воздуху, а под водой очень громкий звук может даже ранить перепонку человека.
А мы слышим музыку. Благодаря воздуху.
И не только музыку!
- С машиной соседа понятно: вон у неё какой большой мотор! И ещё она железная! А вот почему пятилетний Денис без всякого мотора может перекричать не только скрип снега, но и машину соседа?
- Хороший вопрос!
Звук становится громким только тогда, когда мы заставим сильно вибрировать воздух и чтобы вибрации нашим ухом воспринимались. А то есть такие очень низкие (инфразвук) и очень высокие (ультразвук) звуки, к которым наше ухо нечувствительно. О таких звуках мы сейчас говорить не будем.
А теперь натяни нитку руками, а папа пусть её дёргает.
- Ничего не слышно!
Правильно, ничего не слышно, потому что у тебя сил не хватает нитку натянуть. И она колеблется с частотой неслышимой нашему уху. Пусть папа натянет.
- Да, звук есть, но всё равно слабый! Может, всё потому, что нитка такая. Как она может заставить колебаться воздух? Воздуха вокруг неё вон сколько, а нитка тонюсенькая! Взять толстую нитку?
Возьми.
- Звук стал ниже, но всё равно слабый.
Значит, дело не в толщине нитки. Чтобы сделать звук громким, нужно найти такое устройство, стенки которого стали бы колебаться вместе с ниткой и заставили бы колебаться воздух, заключенный в нём. Фу, какая сложная фраза. На деле проще. Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, проделай в его донышке маленькую дырочку, чтобы можно было туда продеть нитку. Продень её, а чтобы она не выскакивала, привяжи к концу обломок спички. Теперь пусть папа натянет нитку, взяв в руки её свободный конец и, осторожно, у донышка, чтобы не заглушить звук, стаканчик. А ты подёргай нитку!
- Ух, ты! Почти гитара!
Мы приделали к нитке резонатор – усилитель звука. Ты дёргай, а папа пусть меняет натяжение нитки.
- Звук меняется!То выше, то ниже.
Правильно! Вот мы и вывели два главных правила звука:
· высота звука зависит от толщины струны и силы натяжения;
· громкость звука зависит от размаха колебаний и от резонатора.
Представь себе, что именно с такого, или похожего устройства началась вся струнная музыка! Только вместо папиных рук - кривая палка. Открою по секрету важную тайну: ВСЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОДСТВЕННИКИ! Скрипки, арфы, гусли, домры, балалайки, гитары и даже фортепиано - все родственники. У них пра-пра-родитель один: лук. Не тот, конечно, которого едят, а тот, из которого стреляют. Раньше стреляли. Сейчас другие стрелялки.
А тогда, в древности, стрелялок было мало: праща да лук!
Вот древний человек настрелялся до утомления и присел отдохнуть. Может у него стрелы (заряды) кончились.
От нечего делать взял он в руки лук и начал дёргать за струну, за тетиву. Музыка, конечно, была, но какая-то тихая и однообразная. И тогда древний человек добавил луку ещё струны. Стрелять из него уже конечно нельзя, но музыка стала богаче! Только тихая! Тому, кто рядом сидит слышно, а кто чуть дальше уже не слышит.
Однажды, может нечаянно, приставил тот древний музыкант свой лук к пустому, полому внутри полену и, чудо, звук стал громче! Так изобрели резонатор для всех струнных инструментов.
Резонаторы – это деревянные ящики с ВОЗДУХОМ внутри. Формы у них разные, а суть одна: усиливать звук струны. У арфы резонатор, коробка такая, снизу и сбоку. У гитары большой резонатор похожий на цифру 8. У балалайки резонатор похож на треугольную пирамиду. А у гуслей - плоская коробочка. А у фортепиано не резонатор, а целый сундук со звуками!
Сейчас есть инструменты без резонаторов: электро-гитара, электро-орган, электро-фортепиано.... Много. Звук в них усиливается с помощью электроники. Они пытаются быть похожими на живые инструменты. Но у них всё равно звук немножко другой – электронный.
- Хорошо, поверю всему, что вы мне тут наговорили. А как же мой вопрос о Денисе, который может без всякого мотора перекричать не только скрип снега, но и машину соседа?
Давай так: ты попроси папу широко открыть рот и порычать. А ты смотри ему в рот. Видишь, в глубине его горла колеблется, вибрирует язычок, такой отросток. Он тоже участвует в создании звука, но не он главный: ещё глубже в горле есть голосовые связки или складки. Если с силой толкать меж них воздух, они начинают вибрировать и начинает вибрировать воздух в горле и во рту!
- Наши резонаторы горло и рот?
Правильно! По этому принципу устроены все духовые музыкальные инструменты. Это НАШ САМЫЙ ДРЕВНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ! И такой мощный, что мы можем перекричать даже рёв гоночного мотоцикла!